Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Neznakomka, 45 - 16 сентября 2014 12:34

Все
Мо-цзы
Мо-цзы
мо-цзы
МО ДИ Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос-во Лу (или гос-во Сун),- 376 (или 403, 392 и др.) до н.э.
Мыслитель, политич. деятель, основатель филос. школы и орг-ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) высказывается предположение, что М.Д. был сановником (дафу) в гос-ве Сун. Сведения о жизни и творчестве содержатся также в "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) Бань Гу и трактате "Мо-цзы", часть к-рого могла быть написана самим М.Д., а также в "Сюнь-цзы", "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Хань Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал в гос-вах Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ и др. Имел сотни учеников, славился ораторским искусством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в строительстве оборонительных сооружений и защите городских стен. Взгляды самого М.Д. изложены предположительно в десяти главах трактата "Мо-цзы" от гл. "Шан сянь" ("Почитание премудрости") до гл. "Фэй мин" ("Против предопределения"), а также в дополняющих их главах "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы то" ("Осуждение крайностей") и "Сань бянь" ("Три доказательства").
Социально-этич. учение М.Д. и его ранних последователей носит остро критич. характер по отношению к существовавшему социальному порядку. Философ осуждал жестокость правителей, их расточительство с позиций своей этич. системы, основой к-рой был принцип "всеобщей любви и взаимной выгоды" (цзянь сян ай, цзяо сян ли), подразумевавший соизмерение своих действий с "пользой для Поднебесной" и отказ от того, что могло бы нанести ущерб благосостоянию народа. Выдвинутые им принципы "за экономию в расходах", "за экономию при захоронениях" и "против музыки" нацелены в равной степени против господствующей знати, непроизводительно расходующей огромные средства, полученные за счет поборов с тружеников, и против конфуцианства, ритуализм к-рого потакает тяге знати к роскоши и утонченным церемониям с исполнением ритуальной музыки. В результате гос. дела и хоз-во приходят в упадок, народ нищает.
Протест против патриархальной системы формирования ин-тов власти, когда гос. посты раздавались на основе родственной близости правящему дому, выражен М.Д. в тезисе "почитание талантов" (шан сянь). "Мудрые люди" должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения - т.о. станет возможным осуществление принципа "справедливости" (и (1)) в управлении страной, к-рому следовали образцовые правители прошлого. Тем самым М.Д. отвергал притязания родовой аристократии на безраздельное господство. В гл. "Шан тун" ("Почитание единства") он предлагает концепцию происхождения гос. власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: хаос в человеч. об-ве прекратился с избранием на трон самого мудрого и достойного - Сына Неба, создавшего "единый образец справедливости в Поднебесной". Таким же образом были выбраны и его помощники - гуны, правители уделов - чжухоу, старосты деревень. Образцом "справедливого" правления для М.Д. являются *древние полумифич. правители Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь и У, осуществившие единство гос. власти и обществ, справедливости. Критерием должного социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимается тем делом, к-рое соответствует его способностям. Разделение обязанностей в об-ве М.Д. рассматривал как причину существования сословий: правителей (ванов), сановников (гунов, дафу), ремесленников, земледельцев, торговцев и т.д. В отличие от Платона, у к-рого разделение труда тоже является осн. принципом строения гос-ва, М.Д. уравнивал по значению деятельность управляющих и труд простолюдинов. Он поставил также вопрос о социальной мобильности по вертикали, утверждая, что "сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными". Такое равенство политич. возможностей свободных членов об-ва М.Д. считал предпосылкой "почитания единства" как духовного единения высшей власти и народа в следовании "справедливости".
Особенностью политич. учения М.Д. является отрицание им агрессивных войн как аморальных и в принципе бесполезных, губящих материальные и людские ресурсы во имя выгоды лишь горстки людей. В то же время мыслитель твердо стоял за то, чтобы "оборона страны была надежной"; сам со своими учениками приходил на помощь гос-вам, подвергшимся агрессии.
Подчеркнуто антиконфуцианский характер имели высказывания М.Д. о традиции и "предопределении" (мин (1)). Критикуя конф. буквализм в следовании традиции, философ указывал, что "древние принципы в свое время тоже были новыми, а те древние люди, к-рые им следовали, не являлись совершенномудрыми (шэн (1))". В противоположность утверждению Конфуция о том, что признание судьбы - "предопределения" является одним из признаков "благородного мужа" (цзюнь цзы), М.Д. утверждал, что "почитать предопределение не имеет смысла". Те, кто утверждает веру в "предопределение", - "разрушители справедливости", ибо лишают смысла творческую активность и труд человека.
Вместе с тем очевидно теистич. значение имеет у М.Д. понятие "Небо" (тянь): оно все видит и слышит, обладает чувствами и желаниями, является высшим критерием справедливости и добра - "образцом" (фа (1)). "Воля Неба" (тянь чжи) у М.Д.- критерий разграничения добра и зла, уподобленный им инструментам ремесленника - циркулю или угломеру. На деле он сам формулирует "принци
Добавить комментарий Комментарии: 0


Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.